Добро пожаловать, рады видеть вас снова!

 Kz   Ru   En 
Национальный Управляющий
Холдинг "Байтерек"

Программа Доступное жилье 2020

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА «Доступное жилье - 2020»

Утверждена Постановлением Правительства Республики Казахстан от 21 июня 2012 года № 821 об утверждении Программы «Доступное жилье - 2020»


Паспорт программы

Наименование

Программа «Доступное жилье - 2020»

Основание для разработки

В целях реализаций поручения Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева, данного 27 января 2012 года в Послании народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана»

Государственный орган, ответственный за разработку и реализацию Программы

Агентство Республики Казахстан по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства

Цель

Комплексное решение проблем развития жилищного строительства, обеспечивающее дальнейшее повышение доступности жилья для населения

Задачи

Создание полноценного сбалансированного рынка жилья;

привлечение частных инвестиций в жилищное строительство и стимулирование государственно-частного партнерства;

развитие инженерно-коммуникационной инфраструктуры районов жилищной застройки;

развитие индивидуального жилищного строительства;

решение вопроса сноса аварийного жилья;

поддержка строительства жилья некоммерческими объединениями граждан, в том числе жилищными строительными кооперативами, а также индивидуальными застройщиками;

развитие строительной индустрии в Республике Казахстан

Сроки реализации

2012 - 2020 годы

Целевые индикаторы

Строительство в 2012 - 2020 годах - 69050,0 тысяч квадратных метров (далее - тыс. кв. метров) общей площади жилья, в том числе: в 2012 году - 6050,0 тыс. кв. метров, в 2013 году - 6600,0 тыс. кв. метров, в 2014 году - 6900,0 тыс. кв. метров, в 2015 году - 7200,0 тыс. кв. метров, в 2016 году - 7600,0 тыс. кв. метров, в 2017 году - 7700,0 тыс. кв. метров, в 2018 году - 8000,0 тыс. кв. метров, в 2019 году - 9000,0 тыс. кв. метров, в 2020 году - 10000,0 тыс. кв. метров.

Источники и
объемы
финансирования

1. Потребность затрат из бюджета составит: 2 000 743,0 миллионов тенге (далее - млн. тенге), в том числе: в 2012 году - 144 328,4 млн. тенге, в 2013 году - 182 900,0 млн. тенге, в 2014 году - 266 050,4 млн. тенге, в 2015 году - 242 467,0 млн. тенге, в 2016 году - 252 836,1 млн. тенге, в 2017 году - 218 996,6 млн. тенге, в 2018 году - 223 252,1 млн. тенге, в 2019 году - 228 321,6 млн. тенге, в 2020 году - 241 591,0 млн. тенге, из них:

бюджетное кредитование - 435 020,5 млн. тенге, в том числе:

МИО областей, городов Астаны и Алматы по ставке 0,01 % годовых на проектирование, строительство и (или) приобретение жилья для реализации через систему жилстройсбережений - 402 820,5 млн. тенге, в том числе: в 2012 году - 42 089,4 млн. тенге, в 2013 году - 34 600,0 млн. тенге, в 2014 году - 37 582,2 млн. тенге, в 2015 году - 39 730,0 млн. тенге, в 2016 году - 43 971,6 млн. тенге, в 2017 году - 46 199,3 млн. тенге, в 2018 году - 49 541,0 млн. тенге, в 2019 году - 52 882,7 млн. тенге, в 2020 году - 56 224,3 млн. тенге;

МИО города Астаны по ставке 0,01 % годовых в 2014 году в сумме 20 000 млн. тенге на проектирование и строительство жилья в рамках пилотных проектов по сносу аварийного жилья;

ЖССБК по ставке 1 % годовых в 2012 году в сумме 12 200 млн. тенге для предоставления предварительных и промежуточных жилищных займов участникам Программы поднаправления «Жилье для всех категорий населения» по линии ЖССБК;

2) целевые трансферты - 1 565 722,5 млн. тенге, в том числе:

МИО областей, городов Астаны и Алматы:

на проектирование, строительство и (или) приобретение у частных застройщиков арендных домов для граждан, состоящих в очереди в акиматах, - 263 600,0 млн. тенге, в том числе: в 2012 году - 19 600 млн. тенге, в 2013 году - 25 000,0 млн. тенге, в 2014 году - 25 000,0 млн. тенге, в 2015 году - 27000 млн. тенге, в 2016 году - 30 000 млн. тенге, в 2017 году - 31 000 млн. тенге, в 2018 году - 33 000 млн. тенге, в 2019 году - 35 000 млн. тенге, в 2020 году - 38 000 млн. тенге;

на проектирование, строительство и (или) приобретение арендного жилья для молодых семей и его реализацию через систему жилстройсбережений - 226 143,0 млн. тенге, в том числе: в 2012 году - 13 160,0 млн. тенге, в 2013 году - 15 000,0 млн. тенге, в 2014 году - 21 953,3 млн. тенге, в 2015 году - 25 246,3 млн. тенге, в 2016 году - 26 369,4 млн. тенге, в 2017 году - 28 597,2 млн. тенге, в 2018 году - 29 711,1 млн. тенге, в 2019 году - 31 938,9 млн. тенге, в 2020 году - 34 166,7 млн. тенге;

на проектирование, развитие, обустройство и (или) приобретение у частных застройщиков инженерно-коммуникационной инфраструктуры в районах жилищной застройки - 811 000,0 млн. тенге, в том числе: в 2012 году - 51 000 млн. тенге, в 2013 году - 60 000,0 млн. тенге, в 2014 - 2020 годах по 100 000 млн. тенге;

МИО Алматинской области:

на проведение предварительных работ по развитию четырех городов-спутников города Алматы - 73 565 млн. тенге, в том числе: в 2012 году - 4 065 млн. тенге, в 2013 году - 10 100 млн. тенге, в 2014 году - 9 100 млн. тенге, в 2015 году - 9 300 млн. тенге, в 2016 году - 9 100 млн. тенге, в 2017 году - 9 700 млн. тенге, в 2018 году - 7 500 млн. тенге, в 2019 году - 5 000 млн. тенге, в 2020 году - 9 700 млн. тенге;

на проведение предварительных работ по развитию пятого города-спутника города Алматы «Алтын Сай» - 19 500 млн. тенге, в том числе: в 2013 году - 900 млн. тенге, в 2014 году - 6 200 млн. тенге, в 2015 году - 6 200 млн. тенге, в 2016 году - 6 200 млн. тенге;

МИО Акмолинской области на проведение в Акмолинской области предварительных работ по развитию села Кощи, как города-спутника города Астаны - 29 114 млн. тенге, в том числе: в 2012 году - 2 214 млн. тенге, в 2013 году - 2 300 млн. тенге, в 2014 году - 4 200 млн. тенге, в 2015 году - 2 900 млн. тенге, в 2016 году - 3 500 млн. тенге, в 2017 году - 3 500 млн. тенге, в 2018 году - 3 500 млн. тенге, в 2019 году - 3 500 млн. тенге, в 2020 году - 3 500 млн. тенге;

АО «ИО «КИК» на увеличение уставного капитала для строительства арендного жилья - 122 800,6 млн. тенге, в том числе: в 2013 году - 15 000 млн. тенге, в 2014 году - 42 014,8 млн. тенге, в 2015 году - 32 090,7 млн. тенге, в 2016 году - 33 695,1 млн. тенге;

МИО города Астаны на погашение принятых обязательств его уполномоченной организацией перед АО «ФНБ «Самрук-Қазына», в рамках реализации пилотного проекта по сносу аварийного жилья в городе Астане в 2013 году - 20 000 млн. тенге.

2. На строительство жилья через АО «Фонд недвижимости «Самрук-Қазына» предусматривается использовать кредитные средства от АО «Самрук-Қазына» и средства Национального фонда Республики Казахстан: в 2013 году - 39 621 млн. тенге, в 2014 году - 59 432 млн. тенге.

Объем финансирования Программы на 2012 - 2020 годы будет уточняться на соответствующий финансовый год в рамках прогнозных показателей республиканского бюджета и в рамках процедур, предусмотренных бюджетным законодательством, при рассмотрении порядка реализации бюджетных инвестиций.


Введение

За время независимости Республики Казахстан строительство жилья стало одним из приоритетных направлений Стратегии развития страны до 2030 года и является одной из наиболее важных задач общенационального характера.

Начиная с середины двухтысячных годов, Правительством Республики Казахстан были приняты ряд документов по развитию жилищного строительства, основные из которых:

  • Государственная программа развития жилищного строительства на 2005-2007 годы, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 11 июня 2004 года № 1388 (далее - Программа 2005 - 2007 годов);
  • Государственная программа жилищного строительства на 2008-2010 года, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 20 августа 2007 года № 383 (далее - Госпрограмма 2008 - 2010 годов);
  • Программа по развитию строительной индустрии и производства строительных материалов Республики Казахстан на 2010 - 2014 годы, утвержденная постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 сентября 2010 года № 1004;
  • Программа жилищного строительства в Республике Казахстан на 2011 - 2014 годы, утвержденная постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 марта 2011 года № 329 (далее - Программа 2011 - 2014 годов).

Основными направлениями Госпрограммы 2005-2007 годов являлись обеспечение устойчивого темпа роста строительства жилья, доступного для широких слоев населения путем снижения его стоимости, увеличение сроков жилищного кредитования, снижение первоначального взноса и ставки кредитования.

Реализация Госпрограммы 2005 - 2007 годов осуществлялась путем принятия мер, направленных на стимулирование строительства жилья для среднего класса и социально защищаемых слоев населения: строительство коммунального жилья и доступного жилья за счет государственных средств для приоритетной категории граждан (молодые семьи, имеющие детей, работники государственных органов и учреждений, работники государственных предприятий социальной сферы) стоимостью реализации, не превышающей 56515 тенге за один квадратный метр, а также развитие индивидуального жилищного строительства и строительство жилья за счет привлечения инвестиций частного капитала.

В рамках Госпрограммы 2005 - 2007 годов была разработана специальная Программа ипотечного кредитования доступного жилья и достигнуты следующие целевые условия ипотечного кредитования:

  • размер ставки вознаграждения - 10 %;
  • размер первоначального взноса - 10 %;
  • срок ипотечного кредита - 20 лет.

В целях комплексного решения проблем развития индивидуального жилищного строительства в республике была проведена работа, направленная на совершенствование процедур предоставления земельных участков и обеспечения районов жилищной застройки инженерно-коммуникационной инфраструктурой.

В 2006 - 2007 годах на развитие инженерно-коммуникационной инфраструктуры бюджетам местных исполнительных органов были направлены целевые трансферты в сумме 50,5 млрд. тенге. В результате было построено более 3,3 тыс. км инженерных сетей. Кроме этого во многих регионах введены в эксплуатацию трансформаторные подстанции, силовые трансформаторы, тепловые камеры, хозфекальные канализационные коллекторы, насосные станции.

Постановлением Правительства Республики Казахстан от 1 августа 2006 года № 726 были утверждены Правила предоставления прав на земельные участки под индивидуальное жилищное строительство, предусматривающие упрощенный порядок выделения земельных участков.

С 1 января 2005 года было выделено 221594 участка, в том числе молодым семьям - 59599 участков (33 %), работникам госорганов - 13942 (28 %), работникам предприятий социальной сферы - 30874 (35 %).

Благодаря проведенным мероприятиям в рамках Госпрограммы 2005 - 2007 годов произошел рост темпов жилищного строительства, созданы условия, повышающие привлекательность жилищного строительства для инвестиций и механизм кредитования местных исполнительных органов для строительства доступного жилья с последующей реализацией приоритетным категориям граждан, использованы инструменты ипотечного кредитования, системы жилищных строительных сбережений, системы гарантирования ипотечных кредитов, возобновлено строительство коммунального жилья.

Были приняты следующие законы Республики Казахстан:

1) от 7 июля 2006 года № 182 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросу развития арендного сектора жилья», предусматривающий создание условий для развития арендного сектора жилья.

Данный Закон устанавливает правовой статус, условия найма арендных домов в республике, механизм аренды жилья местными исполнительными органами, налоговое стимулирование строительства арендного жилья, а также определяет правовое положение, особенности функционирования фондов недвижимости в Республике Казахстан;

2) от 7 июля 2006 года № 180 «О долевом участии в жилищном строительстве», устанавливающий гарантии защиты прав и законных интересов сторон договора о долевом участии в жилищном строительстве.

За 2005 - 2007 годы по всем источникам финансирования на жилищное строительство было направлено 1113 млрд. тенге инвестиций.

По итогам реализации Госпрограммы 2005 - 2007 годов при задании 15,8 млн. кв. метров фактически было введено в эксплуатацию 17,9 млн. кв. метров общей площади жилых домов (с легализацией - 19,3 млн. кв. метров), перевыполнение составило 13 % (с легализацией - 22 %).

Таким образом, свою основную задачу - стимулирование развития жилищного строительства - Госпрограмма на 2005 - 2007 годы выполнила.

В Госпрограмме 2005 - 2007 годов также уделялось большое внимание обеспечению жильем малообеспеченных граждан и граждан, отнесенных к приоритетной категории, по цене 56515 тенге за 1 квадратный метр общей площади жилища.

Учитывая отсутствие средств на выплату первоначального взноса у большинства граждан, отнесенных к приоритетным категориям, кредитование их осуществляется через систему жилищных строительных сбережений с использованием предварительного займа.

Наряду с этим, продолжено строительство коммунального (арендного) жилья и инженерно-коммуникационной инфраструктуры районов жилищной застройки за счет средств республиканского бюджета.

Кроме того, начаты предварительные работы по развитию в Алматинской области четырех городов-спутников города Алматы и села Кощи, как города-спутника города Астаны.

Для стимулирования государственно-частного партнерства в сфере жилищного строительства предусмотрено использование социально-предпринимательских корпораций.

По итогам Госпрограммы 2008 - 2010 годов, при задании 19,3 млн. кв. метров, фактически было введено в эксплуатацию 19,7 млн. кв. метров общей площади жилых домов или 102 % к плану.

Несмотря на то, что план по вводу жилья в 2008 - 2010 годах выполнен, мировой финансовый кризис все же отразился на жилищном строительстве, в первую очередь с участием дольщиков.

Правительством Республики Казахстан был утвержден План первоочередных действий по обеспечению стабильности социально-экономического развития, в который вошли меры по обеспечению стабильности на ипотечном рынке страны, защиты прав дольщиков и завершения объектов строительства.

Для поддержки дольщиков Правительством Республики Казахстан принят комплекс мер по бюджетному финансированию долевого строительства в сумме 263,4 млрд. тенге (на 01.01.2011 г.).

В результате, если в 4 квартале 2007 года на момент начала мирового финансового кризиса в республике строилось 450 жилых комплексов (62889 дольщиков), то по состоянию на 1 января 2011 года оставалось достроить 58 объектов (13650 дольщиков).

Следует отметить, что вливание бюджетных средств в долевое строительство - это разовая акция, обусловленная необходимостью предотвращения социальной напряженности в обществе.

В качестве системной меры, исключающей в дальнейшем необходимость бюджетных затрат на урегулирование взаимоотношений в долевом строительстве, ужесточено действующее законодательство, регламентирующее долевое строительство - 11 июля 2009 года принят Закон Республики Казахстан «О внесении изменении и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам долевого участия в жилищном строительстве», предусматривающий повышение защиты прав дольщиков.

Благодаря принятым Правительством Республики Казахстан мерам были завершены объекты коммерческого жилищного строительства, тем самым это обеспечило рост темпов ввода жилья предприятиями частной формы собственности в 2008 - 2010 годах.

Начиная с 2011 года, дальнейшее развитие жилищного строительства было предусмотрено в рамках Программы по развитию строительной индустрии и производства строительных материалов Республики Казахстан на 2010 - 2014 годы, основной целью которой является обеспечение индустриально-инновационного развития строительной индустрии, устойчивого и сбалансированного производства строительных материалов в нашей стране. При этом вопросы жилищного строительства отошли на «второй план». В тоже время, начиная с 2008 года, наблюдается снижение частных инвестиций в жилищное строительство, за счет которых в докризисный период строилось более 87 % жилья (из них ИЖС до 60 %). Проведенный Агентством Республики Казахстан по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства анализ показал, что в 2012 году следует ожидать резкого снижения объемов жилищного строительства, что может в свою очередь повлечь рост цен на жилье.

Чтобы сохранить объемы жилищного строительства, стимулировать привлечение в него частных инвестиций, более широко использовать потенциал системы жилищных строительных сбережений, продолжить строительство инженерно-коммуникационной инфраструктуры, а также решить другие задачи, 31 марта 2011 года Правительство утвердило Программу жилищного строительства в Республике Казахстан на 2011 - 2014 годы.

В рамках Программы жилищного строительства в Республике Казахстан на 2011 - 2014 годов предусмотрены - новая схема строительства кредитного жилья МИО с реализацией через ЖССБК, повышающая его доступность для основной массы населения, развитие ИЖС, поддержка коммерческого жилья путем фондирования банков второго уровня (далее - БВУ), строительство АО «Фонд недвижимости «Самрук-Казына», другие направления повышения доступности жилья и создания дополнительных стимулов для увеличения объемов жилищного строительства.

В результате принятых мер в 2011 году было сдано 6,5 млн. квадратных метров жилья по всем источникам финансирования, что на 8,3 % выше запланированного объема ввода.

Таким образом, говоря о результатах реализации вышеуказанных программ жилищного строительства, на основе проведенного анализа можно отметить, что поставленные задачи в целом были выполнены.

Вместе с тем, анализ показал и слабые стороны указанных программ:

1) не удалось до конца обеспечить доступность жилья для основной массы экономически активного населения;

2) не было ускорено обеспечение жильем граждан, перед которыми государство имеет обязательства, а также молодых семей.

Для решения данных задач, Президентом Республики Казахстан Назарбаевым Н.А. в Послании народу Казахстана от 27 января 2012 года «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана» поручено провести ревизию и анализ действующих в отрасли строительства программ, разработать и утвердить на их основе единую Программу «Доступное жилье - 2020», предусматривающую доведение ежегодного ввода арендного жилья до 1 млн. кв. метров и механизмы аренды с выкупом, а также комплекс мер по развитию строительной индустрии.

Скачать программу