Добро пожаловать, рады видеть вас снова!

 Kz   Ru   En 
Национальный Управляющий
Холдинг "Байтерек"

Этимология слова Байтерек

Байтерек — мировое дерево. Один из вариантов мироздания, модели мира. Встречается во всех мифотрадициях, в том числе и в казахской мифологии. Байтерек (буквально изначальный тополь, Мать-тополь) как мировое дерево связывает все три уровня - верхний, насчитывающий девять или семь слоев неба, средний, нижний, насчитывающий семь или девять слоев мироздания. Его отдельные части представляют собой части отдельных миров: корни - подземный мир, крона – средний мир, ветки и листья - верхний мир. А этимология слова терек (варианты: дарақ, дарау, дара, тарақ) исходит, по-видимому, от корня *Tir - жизнь.

Байтерек - изначальная жизнь. Наиболее частый, фактически единственный встречаемый во многих сказках, сюжет таков: Герой попадает в подземный мир и после долгих странствий доходит до большого дерева, где помогает птенцам гигантской птицы Алып Каракус (Симург), убивая змея или дракона-айдахара. В благодарность за это птица доставляет героя на поверхность земли. Дерево - мировое дерево, а птица и змей - представители противоположных миров - верхнего и нижнего. В их вечное противостояние включается и представитель среднего мира - человек, герой сказки.

Байтерек - мировое дерево - представляет собой центр мироздания. Он - дверь, ворота между мирами, и обычно под таким деревом происходят сакральные действия. Байтерек находится еще и в центре горизонтальной модели мира. Горизонтальная структура мира: справа от дерева – луна, слева – солнце и звезда (айың тусын оңыңнан, жұлдызың тусын соңыңнан).

В казахском эпосе «Кобыланды» и в дастане Кашагана «Адай теги» мировое дерево выступает в виде дерева с золотыми листьями (в алтайском эпосе - с золотыми и серебряными листьями), в дастане Кашагана - также и в виде дерева всех плодов.

Сохранились сведения и о двух, параллельно стоящих мировых деревах или столбах. Образ мирового дерева символизирует брачные отношения, преемственную связь поколений, генеалогическое древо. У тюркских народов были широко распространены поверья, что люди берут младенцев из-под деревьев (ср. вариант генеалогической легенды об Адае), или что души предков живут на дереве, ветвях, листьях. На ветвях шаманского дерева, согласно представлениям тюрко-монгольских народов, обитают птенцы-души, которые спускаясь ниже, входят в утробу женщины.

У казахских шаманов мировое древо предстает в виде посоха - аса таяк, а также столба, воткнутого в землю у могилы святого-аулие. Символика тут ясна: жердь – баган символизирует мировое дерево, по которому душа умершего должна подняться в небо и по которому она может спуститься вниз. По этой же причине казахи после смерти человека выставляли через тундук копье.

Слово байтерек применяется в родоплеменной знаковой системе казахов. Например, родовой клич и один из мифических предков племени канглы - Байтерек. Из тюркских мифотрадиций образ мирового дерева достаточно хорошо сохранился у саха-якутов. Оно называется ал-лук-мас или пай-кайын. (Қайың - қатын).

Источник: Книга Серикбола Кондыбай. Казахская мифология 5

Иллюстрация: Люйко В.